Текущее время: 05 июн 2024, 11:47

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 30 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 25 июн 2013, 09:28  Заголовок сообщения: Панхроматичен ли селен?
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 13:49
Сообщения: 9737
Откуда: бюро "Биджан"
Пользуюсь старенькой "Москвой". В солнечную погоду он советует мне не сильно-то прижимать относительно пасмурным замерам. :?: Вот думаю, не избирателел ли он к цветовому балансу: допустим, на холодный свет реагирует как надо, при тёплом нужно от себя ещё ступеньку снимать. Не?

_________________
Мои снимки. Не снимайте против света.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 июн 2013, 10:44  Заголовок сообщения: Панхроматичен ли селен?
Не в сети

Зарегистрирован: 23 фев 2011, 08:50
Сообщения: 1326
Откуда: самара
11-й номер писал(а):
Пользуюсь старенькой "Москвой". В солнечную погоду он советует мне не сильно-то прижимать относительно пасмурным замерам. :?: Вот думаю, не избирателел ли он к цветовому балансу: допустим, на холодный свет реагирует как надо, при тёплом нужно от себя ещё ступеньку снимать. Не?

Скорее селен просто немного умер и слабо реагирует на изменение освещенности.

_________________
amaks


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 июн 2013, 11:50  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 мар 2011, 23:14
Сообщения: 7728
Откуда: Воронеж
Если есть регулировочный винт (сзади), попробуйте откалибровать по другому экспонометру. Заодно и погрешность своего узнаете.

_________________
"Жизнь большого интеллекта невозможна без дефекта!"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 июн 2013, 21:28  Заголовок сообщения:
Не в сети

Зарегистрирован: 22 янв 2007, 04:35
Сообщения: 5247
Откуда: Санкт-Петербург
Как обычно, вместо прямого ответа на прямой вопрос у нас начинают заводить рака за камень.
Вот типичная кривая селена.
Пунктиром здесь же обозначена кривая видности человеческого глаза.
Вывод отсюда таков: (почему, собственно, селен и был выбран): селен достаточно хорошо согласуется с кривой видности (если надо сделать ещё лучше, на селеновые люксметры одевают жёлто-зелёный фильтр - он идёт в комплекте).
Теперь о панхроме. Дело в том, что, когда вошёл в употребление селен, фотографы гнались за правильной ТОНОпередачей, соответствующей (в серой шкале) правильной ЦВЕТОпередаче. В силу вышесказанного, самую лучшую ТОНОпередачу обеспечивал панхром со СЛАБЫМ (1,4х) ЖЁЛТО-ЗЕЛЁНЫМ фильтром. При этом кривые видности плёнки, глаза и экспонометра примерно совпадали, а кратность фильтра была известна: 1,4 (реже 2).
ЕСЛИ Вы применяете плёнку БЕЗ фильтра, то Вам надо смотреть совпадение кривой селена с кривой ВАШЕЙ конкретной плёнки - на сайтах производителей их приводят.
Почему?
Дело в том, что есть ТРИ вида панхроматических плёнок:
-ортопанхром;
-изопанхром;
-суперпанхром.
Их кривые различны.
Обычно ВЧ плёнки (типа фото-250) был и суперпанхроматические - у них максимальная чувствительность была в красной части спектра для съёмок в помещении при лампочках.
Плёнки средней чувствительности были изопанхроматическими.
Ортопанхром применялся реже и в малочувствительных эмульсиях.
Так что Ваш вопрос 100% правилен. Разные типы датчиков по-разному согласованы с плёнкой. Например, сернисто-кадмиевые резисторы дают при красном свете передержку по сравнению с синим светом - я на этом погорел со слайдами в своё время (т.е. они к красному малочувствительны). Кремний, наоборот, чувствителен к красному и ИК диапазону, и если на датчике не стоит сине-зелёный фильтр ("синий" кремниевый диод), в красном свете обеспечена НЕДОдержка.
Что ещё неясно, спрашивайте, отвечу.

Изображение

А вот типичные кривые плёнок (тут панхромом назван как раз суперпанхром):
Изображение
На рис. 15 приведены типичные кривые спектральной чувствительности некоторых фотоматериалов 1 – несенсибилизированного, 2 – изоортохроматического, 3 – изопанхроматического, 4 – панхроматического, 5 – инфрахроматического.


Последний раз редактировалось Nicolas 25 июн 2013, 22:18, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 июн 2013, 21:30  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 дек 2007, 09:40
Сообщения: 1071
Откуда: СПб
Думаю, что дело в рассеяном свете при пасмурной погоде. "Угол обзора" экспонометра явно больше, чем у аппарата.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 июн 2013, 21:59  Заголовок сообщения:
Не в сети

Зарегистрирован: 22 янв 2007, 04:35
Сообщения: 5247
Откуда: Санкт-Петербург
Shuare писал(а):
Думаю, что дело в рассеяном свете при пасмурной погоде. "Угол обзора" экспонометра явно больше, чем у аппарата.

Не-а. Ограничительные устройства экспонометров (шахты, соты, линзы) уравнивали угол обзора для разной погоды, т.е разница с камерой была одна и та же. Далее, речь о съёмке не абы какой камерой, а Москвой, а у ней именно такой угол, как у селеновых экспонометров (они проектировались, ессно, под штатник).
Что же до цветочувствительности селена, то немцы выпускали (фирма "Арнц") специальный прибор-насадку на экспонометр - A-Z-Colortester. Она состояла из двух фильтров (сине-зелёного и оранжево-красного). По разнице показаний селена с этими фильтрами по таблице определяли цветовую температуру источника света и подбирали компенсационный фильтр при съёмке на слайды.
Так что селен ещё ой как чувствителен к изменению спектра света.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 июн 2013, 22:23  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 авг 2008, 22:46
Сообщения: 21534
Откуда: Гурьевск (Нойхаузен)
Nicolas писал(а):
Далее, речь о съёмке не абы какой камерой, а Москвой, а у ней именно такой угол, как у селеновых экспонометров (они проектировались, ессно, под штатник).

Речь об экспонометре "Москва" :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июн 2013, 08:56  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 13:49
Сообщения: 9737
Откуда: бюро "Биджан"
Да, речь об экспонометре "Москва", но всё равно Николасу спасибо. Теперь знаю, что не только старые замеры кривые, а все :D , только в разную сторону. Из графика выходит, что "селен" мой в солнечную как раз режет правду матку, а в пасмурную советует передержку. Так?
Это ж как мало света нонче на Руси стало! В коробочки от плёнки теперь не смотреть - бесполезно. :wait:

_________________
Мои снимки. Не снимайте против света.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июн 2013, 09:41  Заголовок сообщения:
Не в сети

Зарегистрирован: 23 фев 2011, 08:50
Сообщения: 1326
Откуда: самара
11-й номер писал(а):
Да, речь об экспонометре "Москва", но всё равно Николасу спасибо. Теперь знаю, что не только старые замеры кривые, а все :D , только в разную сторону. Из графика выходит, что "селен" мой в солнечную как раз режет правду матку, а в пасмурную советует передержку. Так?
Это ж как мало света нонче на Руси стало! В коробочки от плёнки теперь не смотреть - бесполезно. :wait:

Вы бы так не торопились с выводами. Спектральный состав света при облачности и ясном небе не настолько сильно отличается, чтобы повлиять на показания экспонометра. К тому же непонятно Вам кажется, что показания неправильны или это видно по результатам съемки( при условии правильной проявки конечно). Если кажется - сверьте с заведомо исправным и проведите тестовую съемку - вопросы отпадут сами собой. И еще. пусть меня поправят. если не так но я не помню чтобы в инструкции на селеновые экспонометры ( да и с фоторезисторами) были сведения о том, что нужно вносить поправки при различных типах освещения.
РS Если экспонометр Вам нужен как прибор используемый по прямому назначению , то лучше приобрести что нибудь более приличное (тот же Свердловск 4 - дешево и вполне точно) , а не заниматься теоретическими изысканиями.

_________________
amaks


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июн 2013, 10:08  Заголовок сообщения:
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 авг 2008, 22:46
Сообщения: 21534
Откуда: Гурьевск (Нойхаузен)
amaks писал(а):
я не помню чтобы в инструкции на селеновые экспонометры ( да и с фоторезисторами) были сведения о том, что нужно вносить поправки при различных типах освещения.

Просто посмотрите табличку на корпусе Свердловска-4 :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июн 2013, 11:07  Заголовок сообщения:
Не в сети

Зарегистрирован: 23 фев 2011, 08:50
Сообщения: 1326
Откуда: самара
svk писал(а):
amaks писал(а):
я не помню чтобы в инструкции на селеновые экспонометры ( да и с фоторезисторами) были сведения о том, что нужно вносить поправки при различных типах освещения.

Просто посмотрите табличку на корпусе Свердловска-4 :)

Спасибо, напомнили. но эти поправки говорят о том, что влияние спектра практически не влияют на точность экспозиции. Они сопоставимы с точностью отработки выдержки затвором и прочими погрешностями. Кроме того разговор шел о селене, а у Свердловса сернисто кадмиевый фоторезистр.

_________________
amaks


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июн 2013, 11:13  Заголовок сообщения:
Не в сети

Зарегистрирован: 22 янв 2007, 04:35
Сообщения: 5247
Откуда: Санкт-Петербург
svk писал(а):
Nicolas писал(а):
Далее, речь о съёмке не абы какой камерой, а Москвой, а у ней именно такой угол, как у селеновых экспонометров (они проектировались, ессно, под штатник).

Речь об экспонометре "Москва" :)

Увы мне, увы!!!
:headbang:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июн 2013, 11:16  Заголовок сообщения:
Не в сети

Зарегистрирован: 22 янв 2007, 04:35
Сообщения: 5247
Откуда: Санкт-Петербург
amaks писал(а):
я не помню чтобы в инструкции на селеновые экспонометры ( да и с фоторезисторами) были сведения о том, что нужно вносить поправки при различных типах освещения.


Мало ли чего не было в Советском Союзе. Секса там тоже не было, как известно.
А Вы посмотрите инструкцию к спотметру фирмы пентакс (старого, который с фоторезистором). Там для каждого цвета объекта дана поправка.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июн 2013, 11:20  Заголовок сообщения:
Не в сети

Зарегистрирован: 22 янв 2007, 04:35
Сообщения: 5247
Откуда: Санкт-Петербург
amaks писал(а):
Вы бы так не торопились с выводами. Спектральный состав света при облачности и ясном небе не настолько сильно отличается, чтобы повлиять на показания экспонометра.

Мне всегда весело, когда вместо конкретных аргументов приводят доводы типа "мне кажется".
Разницу в цифрах назвать можете? Если нет - разговор беспредметен.
Я этими вопросами занимался много лет и ещё в советское время изготовил комплект коррекционных фильтров для съёмки со слайдами, а основные мне привезли из ГДР. В том числе у меня есть и тот самый А-З-колортестер, о котором я написал.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июн 2013, 11:38  Заголовок сообщения:
Не в сети

Зарегистрирован: 22 янв 2007, 04:35
Сообщения: 5247
Откуда: Санкт-Петербург
Чтобы не быть голословным:
Изображение
Из этого рисунка ясно, что даже при слегка затянутом небе цветовая температура повышается с 5500К до 6500-7500, апри тумане и сильной облачности - на 3000к. Если же тучка закрыла солнце, а куски синего неба остались, так там будет и все 12000К.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июн 2013, 11:40  Заголовок сообщения:
Не в сети

Зарегистрирован: 22 янв 2007, 04:35
Сообщения: 5247
Откуда: Санкт-Петербург
А теперь внимание: много это или мало?
А это вот как:
Изображение
Как видим, уже при 7000К (лёгкая облачность) синих лучей будет ВТРОЕ болше, чем при обычном солнышке (5500К), а при 8000К - в СЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ РАЗ БОЛЬШЕ. Ну, и как быть с утверждением о том, что в ясную и солнечную погоду спектр "не слишком отличаются?" :hihi:


Последний раз редактировалось Nicolas 26 июн 2013, 12:05, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июн 2013, 11:54  Заголовок сообщения:
Не в сети

Зарегистрирован: 22 янв 2007, 04:35
Сообщения: 5247
Откуда: Санкт-Петербург
Точный расчёт делать лень, поскольку для этого надо перемножить кривую селена на кривую спектра света для двух случаев а потом взять площади под этими кривыми (то бишь интегралы) и сравнить их. Но, грубо говоря, и так видно, что при 7000-8000К показания селена будут примерно в 2 раза завышены по сравнению с 5500К. Другими словами, если на солнышко набежала тучка, и селен показал увеличение выдержки на ОДНО деление, то на самом деле её надо увеличивать на ПОЛТОРА-ДВА деления. Что обычно и советуют при съёмке на слайды.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июн 2013, 12:07  Заголовок сообщения:
Не в сети

Зарегистрирован: 23 фев 2011, 08:50
Сообщения: 1326
Откуда: самара
• 800 К — начало видимого темно-красного свечения раскалённых тел;
• 1500—2000 К — свет пламени свечи;
• 2000 К — Натриевая лампа высокого давления;
• 2200 К — лампа накаливания 40 Вт;
• 2680 К — лампа накаливания 60 Вт;
• 2800 К — лампа накаливания 100 Вт (вакуумная лампа);
• 2800—2854 К — газонаполненные лампы накаливания с вольфрамовой спиралью;
• 3000 К — лампа накаливания 200 Вт, галогенная лампа;
• 3200—3250 К — типичные киносъёмочные лампы;
• 3400 К — солнце у горизонта;
• 3800 К — лампы, использующиеся для подсветки мясных продуктов в магазине (имеют повышенное содержание красного цвета в спектре);
• 4200 К — лампа дневного света;
• 4300—4500 K — утреннее солнце и солнце в обеденное время;
• 4500—5000 К — ксеноновая дуговая лампа, электрическая дуга;
• 5000 К — солнце в полдень;
• 5500 К — облака в полдень;
• 5500—5600 К — фотовспышка;
• 5600—7000 К — лампа дневного света;
• 6200 К — близкий к дневному свет;
• 6500 К — стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету;
1 6500—7500 К — облачность;
2 7500 К — дневной свет, с большой долей рассеянного от чистого голубого неба;
3 7500—8500 К — сумерки;
• 9500 К — синее безоблачное небо на северной стороне перед восходом Солнца;
• 10 000 К — источник света с «бесконечной температурой», используемый в риф-аквариумах (актиниевый оттенок голубого цвета);
• 15 000 К — ясное голубое небо в зимнюю пору;
• 20 000 К — синее небо в полярных широтах;
В немецком не силен поэтому та же таблица на русском. Смотря что с чем сравнивать Сравните п1.2.3

_________________
amaks


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июн 2013, 12:12  Заголовок сообщения:
Не в сети

Зарегистрирован: 23 фев 2011, 08:50
Сообщения: 1326
Откуда: самара
5500 - это непосредствено солнце. а в яркий солнечный день добавте еще голубое небо.

_________________
amaks


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июн 2013, 12:19  Заголовок сообщения:
Не в сети

Зарегистрирован: 22 янв 2007, 04:35
Сообщения: 5247
Откуда: Санкт-Петербург
amaks писал(а):
• 5000 К — солнце в полдень;
• 6200 К — близкий к дневному свет;
• 6500 К — стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету;
1 6500—7500 К — облачность;
2 7500 К — дневной свет, с большой долей рассеянного от чистого голубого неба;
3 7500—8500 К — сумерки;
• 9500 К — синее безоблачное небо на северной стороне перед восходом Солнца;
• 10 000 К — источник света с «бесконечной температурой», используемый в риф-аквариумах (актиниевый оттенок голубого цвета);
• 15 000 К — ясное голубое небо в зимнюю пору;
• 20 000 К — синее небо в полярных широтах;
В немецком не силен поэтому та же таблица на русском. Смотря что с чем сравнивать Сравните п1.2.3

Вас не смущает, что в этой странной таблице:
а) "солнце в полдень" и "стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету" различаются аж на 1500К? (см. по графику, во сколько это раз);
б) "источник света с «бесконечной температурой»" имеет ЦТ на 5000-10000К ниже ЦТ ясного неба?

И самое главное.
Для того, чтобы знать, "что с чем сравнивать", надо знать, на какую ЦТ рассчитана плёнка. Так вот, немецкие слайдовые плёнки эпохи селена рассчитывались на ЦТ 5500К. С этим и сравниваем.
С панхромом будет иначе. Но я с этого и начал свой ответ (см. выше) - там надо сравнивать спектральные кривые, а не ЦТ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 30 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Купить Бокалы Spiegelau - официальный магазин.