Клуб Дальномер https://rangefinder.ru:443/club/ |
|
Панхроматичен ли селен? https://rangefinder.ru:443/club/viewtopic.php?f=7&t=15103 |
Страница 1 из 2 |
Автор: | 11-й номер [ 25 июн 2013, 09:28 ] |
Заголовок сообщения: | Панхроматичен ли селен? |
Пользуюсь старенькой "Москвой". В солнечную погоду он советует мне не сильно-то прижимать относительно пасмурным замерам. ![]() |
Автор: | amaks [ 25 июн 2013, 10:44 ] |
Заголовок сообщения: | Панхроматичен ли селен? |
11-й номер писал(а): Пользуюсь старенькой "Москвой". В солнечную погоду он советует мне не сильно-то прижимать относительно пасмурным замерам. ![]() Скорее селен просто немного умер и слабо реагирует на изменение освещенности. |
Автор: | Sandy Arnold [ 25 июн 2013, 11:50 ] |
Заголовок сообщения: | |
Если есть регулировочный винт (сзади), попробуйте откалибровать по другому экспонометру. Заодно и погрешность своего узнаете. |
Автор: | Nicolas [ 25 июн 2013, 21:28 ] |
Заголовок сообщения: | |
Как обычно, вместо прямого ответа на прямой вопрос у нас начинают заводить рака за камень. Вот типичная кривая селена. Пунктиром здесь же обозначена кривая видности человеческого глаза. Вывод отсюда таков: (почему, собственно, селен и был выбран): селен достаточно хорошо согласуется с кривой видности (если надо сделать ещё лучше, на селеновые люксметры одевают жёлто-зелёный фильтр - он идёт в комплекте). Теперь о панхроме. Дело в том, что, когда вошёл в употребление селен, фотографы гнались за правильной ТОНОпередачей, соответствующей (в серой шкале) правильной ЦВЕТОпередаче. В силу вышесказанного, самую лучшую ТОНОпередачу обеспечивал панхром со СЛАБЫМ (1,4х) ЖЁЛТО-ЗЕЛЁНЫМ фильтром. При этом кривые видности плёнки, глаза и экспонометра примерно совпадали, а кратность фильтра была известна: 1,4 (реже 2). ЕСЛИ Вы применяете плёнку БЕЗ фильтра, то Вам надо смотреть совпадение кривой селена с кривой ВАШЕЙ конкретной плёнки - на сайтах производителей их приводят. Почему? Дело в том, что есть ТРИ вида панхроматических плёнок: -ортопанхром; -изопанхром; -суперпанхром. Их кривые различны. Обычно ВЧ плёнки (типа фото-250) был и суперпанхроматические - у них максимальная чувствительность была в красной части спектра для съёмок в помещении при лампочках. Плёнки средней чувствительности были изопанхроматическими. Ортопанхром применялся реже и в малочувствительных эмульсиях. Так что Ваш вопрос 100% правилен. Разные типы датчиков по-разному согласованы с плёнкой. Например, сернисто-кадмиевые резисторы дают при красном свете передержку по сравнению с синим светом - я на этом погорел со слайдами в своё время (т.е. они к красному малочувствительны). Кремний, наоборот, чувствителен к красному и ИК диапазону, и если на датчике не стоит сине-зелёный фильтр ("синий" кремниевый диод), в красном свете обеспечена НЕДОдержка. Что ещё неясно, спрашивайте, отвечу. ![]() А вот типичные кривые плёнок (тут панхромом назван как раз суперпанхром): ![]() На рис. 15 приведены типичные кривые спектральной чувствительности некоторых фотоматериалов 1 – несенсибилизированного, 2 – изоортохроматического, 3 – изопанхроматического, 4 – панхроматического, 5 – инфрахроматического. |
Автор: | Shuare [ 25 июн 2013, 21:30 ] |
Заголовок сообщения: | |
Думаю, что дело в рассеяном свете при пасмурной погоде. "Угол обзора" экспонометра явно больше, чем у аппарата. |
Автор: | Nicolas [ 25 июн 2013, 21:59 ] |
Заголовок сообщения: | |
Shuare писал(а): Думаю, что дело в рассеяном свете при пасмурной погоде. "Угол обзора" экспонометра явно больше, чем у аппарата. Не-а. Ограничительные устройства экспонометров (шахты, соты, линзы) уравнивали угол обзора для разной погоды, т.е разница с камерой была одна и та же. Далее, речь о съёмке не абы какой камерой, а Москвой, а у ней именно такой угол, как у селеновых экспонометров (они проектировались, ессно, под штатник). Что же до цветочувствительности селена, то немцы выпускали (фирма "Арнц") специальный прибор-насадку на экспонометр - A-Z-Colortester. Она состояла из двух фильтров (сине-зелёного и оранжево-красного). По разнице показаний селена с этими фильтрами по таблице определяли цветовую температуру источника света и подбирали компенсационный фильтр при съёмке на слайды. Так что селен ещё ой как чувствителен к изменению спектра света. |
Автор: | svk [ 25 июн 2013, 22:23 ] |
Заголовок сообщения: | |
Nicolas писал(а): Далее, речь о съёмке не абы какой камерой, а Москвой, а у ней именно такой угол, как у селеновых экспонометров (они проектировались, ессно, под штатник). Речь об экспонометре "Москва" ![]() |
Автор: | 11-й номер [ 26 июн 2013, 08:56 ] |
Заголовок сообщения: | |
Да, речь об экспонометре "Москва", но всё равно Николасу спасибо. Теперь знаю, что не только старые замеры кривые, а все ![]() Это ж как мало света нонче на Руси стало! В коробочки от плёнки теперь не смотреть - бесполезно. ![]() |
Автор: | amaks [ 26 июн 2013, 09:41 ] |
Заголовок сообщения: | |
11-й номер писал(а): Да, речь об экспонометре "Москва", но всё равно Николасу спасибо. Теперь знаю, что не только старые замеры кривые, а все ![]() Это ж как мало света нонче на Руси стало! В коробочки от плёнки теперь не смотреть - бесполезно. ![]() Вы бы так не торопились с выводами. Спектральный состав света при облачности и ясном небе не настолько сильно отличается, чтобы повлиять на показания экспонометра. К тому же непонятно Вам кажется, что показания неправильны или это видно по результатам съемки( при условии правильной проявки конечно). Если кажется - сверьте с заведомо исправным и проведите тестовую съемку - вопросы отпадут сами собой. И еще. пусть меня поправят. если не так но я не помню чтобы в инструкции на селеновые экспонометры ( да и с фоторезисторами) были сведения о том, что нужно вносить поправки при различных типах освещения. РS Если экспонометр Вам нужен как прибор используемый по прямому назначению , то лучше приобрести что нибудь более приличное (тот же Свердловск 4 - дешево и вполне точно) , а не заниматься теоретическими изысканиями. |
Автор: | svk [ 26 июн 2013, 10:08 ] |
Заголовок сообщения: | |
amaks писал(а): я не помню чтобы в инструкции на селеновые экспонометры ( да и с фоторезисторами) были сведения о том, что нужно вносить поправки при различных типах освещения. Просто посмотрите табличку на корпусе Свердловска-4 ![]() |
Автор: | amaks [ 26 июн 2013, 11:07 ] |
Заголовок сообщения: | |
svk писал(а): amaks писал(а): я не помню чтобы в инструкции на селеновые экспонометры ( да и с фоторезисторами) были сведения о том, что нужно вносить поправки при различных типах освещения. Просто посмотрите табличку на корпусе Свердловска-4 ![]() Спасибо, напомнили. но эти поправки говорят о том, что влияние спектра практически не влияют на точность экспозиции. Они сопоставимы с точностью отработки выдержки затвором и прочими погрешностями. Кроме того разговор шел о селене, а у Свердловса сернисто кадмиевый фоторезистр. |
Автор: | Nicolas [ 26 июн 2013, 11:13 ] |
Заголовок сообщения: | |
svk писал(а): Nicolas писал(а): Далее, речь о съёмке не абы какой камерой, а Москвой, а у ней именно такой угол, как у селеновых экспонометров (они проектировались, ессно, под штатник). Речь об экспонометре "Москва" ![]() Увы мне, увы!!! ![]() |
Автор: | Nicolas [ 26 июн 2013, 11:16 ] |
Заголовок сообщения: | |
amaks писал(а): я не помню чтобы в инструкции на селеновые экспонометры ( да и с фоторезисторами) были сведения о том, что нужно вносить поправки при различных типах освещения. Мало ли чего не было в Советском Союзе. Секса там тоже не было, как известно. А Вы посмотрите инструкцию к спотметру фирмы пентакс (старого, который с фоторезистором). Там для каждого цвета объекта дана поправка. |
Автор: | Nicolas [ 26 июн 2013, 11:20 ] |
Заголовок сообщения: | |
amaks писал(а): Вы бы так не торопились с выводами. Спектральный состав света при облачности и ясном небе не настолько сильно отличается, чтобы повлиять на показания экспонометра. Мне всегда весело, когда вместо конкретных аргументов приводят доводы типа "мне кажется". Разницу в цифрах назвать можете? Если нет - разговор беспредметен. Я этими вопросами занимался много лет и ещё в советское время изготовил комплект коррекционных фильтров для съёмки со слайдами, а основные мне привезли из ГДР. В том числе у меня есть и тот самый А-З-колортестер, о котором я написал. |
Автор: | Nicolas [ 26 июн 2013, 11:38 ] |
Заголовок сообщения: | |
Чтобы не быть голословным: ![]() Из этого рисунка ясно, что даже при слегка затянутом небе цветовая температура повышается с 5500К до 6500-7500, апри тумане и сильной облачности - на 3000к. Если же тучка закрыла солнце, а куски синего неба остались, так там будет и все 12000К. |
Автор: | Nicolas [ 26 июн 2013, 11:40 ] |
Заголовок сообщения: | |
А теперь внимание: много это или мало? А это вот как: ![]() Как видим, уже при 7000К (лёгкая облачность) синих лучей будет ВТРОЕ болше, чем при обычном солнышке (5500К), а при 8000К - в СЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ РАЗ БОЛЬШЕ. Ну, и как быть с утверждением о том, что в ясную и солнечную погоду спектр "не слишком отличаются?" ![]() |
Автор: | Nicolas [ 26 июн 2013, 11:54 ] |
Заголовок сообщения: | |
Точный расчёт делать лень, поскольку для этого надо перемножить кривую селена на кривую спектра света для двух случаев а потом взять площади под этими кривыми (то бишь интегралы) и сравнить их. Но, грубо говоря, и так видно, что при 7000-8000К показания селена будут примерно в 2 раза завышены по сравнению с 5500К. Другими словами, если на солнышко набежала тучка, и селен показал увеличение выдержки на ОДНО деление, то на самом деле её надо увеличивать на ПОЛТОРА-ДВА деления. Что обычно и советуют при съёмке на слайды. |
Автор: | amaks [ 26 июн 2013, 12:07 ] |
Заголовок сообщения: | |
• 800 К — начало видимого темно-красного свечения раскалённых тел; • 1500—2000 К — свет пламени свечи; • 2000 К — Натриевая лампа высокого давления; • 2200 К — лампа накаливания 40 Вт; • 2680 К — лампа накаливания 60 Вт; • 2800 К — лампа накаливания 100 Вт (вакуумная лампа); • 2800—2854 К — газонаполненные лампы накаливания с вольфрамовой спиралью; • 3000 К — лампа накаливания 200 Вт, галогенная лампа; • 3200—3250 К — типичные киносъёмочные лампы; • 3400 К — солнце у горизонта; • 3800 К — лампы, использующиеся для подсветки мясных продуктов в магазине (имеют повышенное содержание красного цвета в спектре); • 4200 К — лампа дневного света; • 4300—4500 K — утреннее солнце и солнце в обеденное время; • 4500—5000 К — ксеноновая дуговая лампа, электрическая дуга; • 5000 К — солнце в полдень; • 5500 К — облака в полдень; • 5500—5600 К — фотовспышка; • 5600—7000 К — лампа дневного света; • 6200 К — близкий к дневному свет; • 6500 К — стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету; 1 6500—7500 К — облачность; 2 7500 К — дневной свет, с большой долей рассеянного от чистого голубого неба; 3 7500—8500 К — сумерки; • 9500 К — синее безоблачное небо на северной стороне перед восходом Солнца; • 10 000 К — источник света с «бесконечной температурой», используемый в риф-аквариумах (актиниевый оттенок голубого цвета); • 15 000 К — ясное голубое небо в зимнюю пору; • 20 000 К — синее небо в полярных широтах; В немецком не силен поэтому та же таблица на русском. Смотря что с чем сравнивать Сравните п1.2.3 |
Автор: | amaks [ 26 июн 2013, 12:12 ] |
Заголовок сообщения: | |
5500 - это непосредствено солнце. а в яркий солнечный день добавте еще голубое небо. |
Автор: | Nicolas [ 26 июн 2013, 12:19 ] |
Заголовок сообщения: | |
amaks писал(а): • 5000 К — солнце в полдень; • 6200 К — близкий к дневному свет; • 6500 К — стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету; 1 6500—7500 К — облачность; 2 7500 К — дневной свет, с большой долей рассеянного от чистого голубого неба; 3 7500—8500 К — сумерки; • 9500 К — синее безоблачное небо на северной стороне перед восходом Солнца; • 10 000 К — источник света с «бесконечной температурой», используемый в риф-аквариумах (актиниевый оттенок голубого цвета); • 15 000 К — ясное голубое небо в зимнюю пору; • 20 000 К — синее небо в полярных широтах; В немецком не силен поэтому та же таблица на русском. Смотря что с чем сравнивать Сравните п1.2.3 Вас не смущает, что в этой странной таблице: а) "солнце в полдень" и "стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету" различаются аж на 1500К? (см. по графику, во сколько это раз); б) "источник света с «бесконечной температурой»" имеет ЦТ на 5000-10000К ниже ЦТ ясного неба? И самое главное. Для того, чтобы знать, "что с чем сравнивать", надо знать, на какую ЦТ рассчитана плёнка. Так вот, немецкие слайдовые плёнки эпохи селена рассчитывались на ЦТ 5500К. С этим и сравниваем. С панхромом будет иначе. Но я с этого и начал свой ответ (см. выше) - там надо сравнивать спектральные кривые, а не ЦТ. |
Страница 1 из 2 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |