Клуб Дальномер https://rangefinder.ru:443/club/ |
|
Все про 16 мм фотокамеры https://rangefinder.ru:443/club/viewtopic.php?f=14&t=14302 |
Страница 1 из 107 |
Автор: | Maxx2 [ 06 ноя 2012, 22:19 ] |
Заголовок сообщения: | Все про 16 мм фотокамеры |
В связи с тем, что на фото.ру жизнь потихоньку умирает, а я все больше здесь, решил перетащить сюда эту тему и продолжать ее уже только здесь. Время от времени мне приходит в голову идея поснимать на что-нибудь экзотическое. Начинаю восстанавливать технологии, мудрить с пленкой, снимать. Обычно успокаиваюсь, когда появляется несколько камер и получен устойчивый удовлетворительный результат. Тогда технология переходит для меня в формат рабочей. Так появились мои темы про 127 пленку и Минокс 8х11. Миноксы теперь перешли из категории экзотики в камеры, без которых я не выхожу из дома и на которые снимаю больше всего (в абсолютных величинах). Мне вообще очень нравится концепция камеры, которая всегда со мной, при этом не оттягивает сумку или карман. Так я потихоньку подошел к камерам, снимающим на пленку шириной 16 мм. Интересный компромисс между размером кадра и камеры. Многие относятся к ним пренебрежительно. Когда-то то же было с Миноксами, многие не верили, что с них можно получить хоть что-то путное. А зря. Я попробовал. Результат мне очень понравился и я решил посвятить своим экспериментам отдельную тему. Приглашаю всех, у кого есть хоть какой-то опыт съемки на такие камеры, присоединяться. Например, я никогда не имел дела с Минольтами, Киевами, Нарциссом. Про них ничего не смогу рассказать. Зато расскажу про свои: ![]() Каждая из этих камер меня чем-то заинтересовала в свое время. Все работают, все в отличном состоянии. Собираюсь опробовать в деле каждую. Впереди - два творения Ricoh, Golden Ricoh 16 и Steky III. Интересные камеры со сменной оптикой. На Стеки установлен телевик (он же на моей аватарке). Резьба на обеих камерах одинакова. Но формат кассет разный. Это одна из главных проблем 16 мм камер - каждый производитель делал свой стандарт кассет. Справа от них - первая Mamiya 16 и более продвинутая Mamiya 16 Super. Маленькие (чуть больше коробка спичек) механические камеры из 50-х. Самая правая - MEC 16 SB - уникальная камера с первым в мире TTL-замером и светосильным Rodenstock Heligon f/2. Большая, зараза. Посередке - Rollei 16 и Edixa 16 с отличной оптикой от Zeiss и Schneider, гениальные творения гениального Хайнца Васке, что создал много шедевров, включая Rollei 35. С Rollei 16 и начну свои истории, так как сейчас много на него снимаю и не могу нарадоваться. Слева - продвинутые Мамии с замером и автоматикой. Сзади - Whittaker Micro 16, сделанная специально с таким конструктивом, чтобы ее можно было запихнуть в сигаретную пачку и снимать скрытно. Кстати, принципиально не говорю в этой теме про 110 формат, хотя он и 16 мм. Ему лучше посвящу отдельный топик. Напоследок еще одна картинка, сравнительные размеры камер разных форматов. ![]() Среди 16мм камер встречаются монстры, сопоставимые с 35-миллиметровыми. А Минокс все равно меньше всех. ![]() Про пленку Я ничего не режу. Проблема решается проще, ибо пока еще 16мм пленка производится. Как минимум для кинопромышленности и микрофильмирования. Как основную пленку купил на ебее Kodak Imagelink FS на 30-метровых катушках. На 20-25 кадров обычно идет 50-60 см. Это самая чувствительная пленка из микрофильмов. Номинал 80ISO, но я спокойно снимаю на 100. Пленка на тонкой подложке, отличная детализация, зерна не видно вообще. Проявляю в Rodinal Special. Пример с Mamiya 16: ![]() Но у нее нет перфорации. Для Rollei 16 (у него лентопротяжка построена на использовании перфорации) пришлось купить кинопленку с односторонней перфорацией Eastman 7222 (Kodak Double-X) в таких же 100-футовых катушках по 20 долларов. Выходит по 12 рублей за одну кассету. Пленка классическая, ожидал выраженное зерно. Научился проявлять в DD-X, так просто не нарадуюсь. Хорошие полутона, тональный диапазон. Зерно очень мелкое, легко сканировать. По паспорту она 250ISO на дневном свете, 200 при искусственном, но я снимаю при 200, так как Rollei16 не знает более чувствительных пленок. ![]() Пример с 7222 (Rollei 16): ![]() V-Tvin by Max Aleshin, on Flickr Если кто-то решит резать. Самая простейшая рабочая конструкция - наборная из листового материала (оргстекло, фанера) с зажатыми лезвиями. По типу такого: ![]() Такие делает и продает на ебее человек с ником xkaes под любые форматы на входе и выходе. Оно из оргстекла и оклеено черной бумажкой. |
Автор: | Maxx2 [ 06 ноя 2012, 22:21 ] |
Заголовок сообщения: | |
Rollei 16 Как и обещал, начну с Rollei 16. Наверное, одна из самых совершенных и технически сложных камер в этом формате. Даже небезызвестный Степан Ганди посвятил ей свой обзор, назвав Роллс-Ройсом и лучшей из когда-либо производившихся 16 мм камер: http://www.cameraquest.com/rollei16.htm . Еще много информации тут: http://submin.com/16mm/collection/rollei/index.htm . Камера действительно производит в руках то впечатление, которое обычно получаешь от продуктов Лейки или Хассельблада. Что-то очень тяжелое, блестящее, хорошо пригнанное и приятно щелкающее. Недаром она заоблачно стоила, когда была выпущена на рынок. Выпускалась с 1963 по 1972 год. Вот наша героиня с кассетой пленки формата RADA (такие же использовались в Edixa 16): ![]() На этой камере стоит один из лучших и самых резких объективов среди 16мм камер - Carl Zeiss Tessar 25/2,8. На объективе стоит собственный байонет Rollei Bay 0, на который можно приделать фильтры и две насадки Mutar - теле и ширик, тоже цессовские. Кроме оптики за качество картинки отвечали длинный прижимной столик (в два раза длиннее кадра), отлично выравнивающий пленку и новый формат кадра - 12х17 мм (в сравнении с более распространенным 10х14 мм, принятым в Mamiya и Minolta). Камера довольно крупная, но в любом случае сильно меньше любой 35 мм камеры. Она скорее длинная. 11х3х4 см примерно и около 300 г веса. За счет размера имеет удобные крупные органы управления. По своей сути - это полный экспоавтомат, который сам выбирает и выдержку и диафрагму. Диафрагму можно ставить вручную, но этим даже не заморачивался. Управляет этим большой Госсеновский селеновй экспонометр. Я заметил, что Gossen легко переживает 50-60 лет и прекрасно работает сейчас. У меня это с Миноксами, Ретиной и этим Роликом наблюдается. Может причина в том, что они в чехлах живут. В видоискателе появляется механически показываемая зеленая точка, если выдержка достаточна для съемки с рук. На передней поверхности маленькое окошко подсветки этой точки. Никаких светодиодов. ![]() Про видоискатель отдельная история. Если вы заглядывали в Rollei 35, значит поймете. Я называю это "окно в мир". Светлый, большой, четкий. Здесь такой же. Чтобы его достать, нужно потянуть выдвинуть одну из боковых стенок. До кучи открывается объектив и разблокируется кнопка спуска. ![]() Видоискатель с коррекцией параллакса. Фокусируется камера зубчатым колесом рядом с объективом по шкале. МДФ 40 см. Сверху еще есть ручка обратной перемотки, огромная кнопка спуска с резьбой под тросик и шкала установки ISO + коррекция для фильтров до -3EV. Снизу счетчик кадров и диск управления диафрагмой/авторежимом. Есть синхроконтакт и байонет для своей вспышки/переходника на штатив. Когда нажимаешь на спуск, затвор внутри бухает, ощутимо дергая камеру. Но, как ни странно на снимках этой шевеленки нет. Пленка заправляется легко - кладешь катушку и пленку запихиваешь под направляющие грибки. Все, можно закрывать крышку. Пленка укладывается в отведенное пространство самоходом. Никаких приемных катушек. Протяжка пленки - одним зубом, цепляющимся за перфорацию. Говорят, у некоторых камер были поблемы с протяжкой. Я не встречался с этим. Результат - на отлично. Резкие, контрастные снимки, сравнимые с 35 мм. Все в порядке с фокусировкой и экспозицией. Ничего не царапает. Вот немножко еще примеров на Kodak Double-X: ![]() ![]() ![]() ![]() Еще немного тут: http://www.flickr.com/photos/max_aleshi ... 716701636/ Камера засветилась в известном сериале 70-х про Колчака Kolchak - the Night Stalker. Этакий предшественник X-Files. Главный герой нечисть и пришельцев снимал этой камерой: ![]() |
Автор: | Александр Леонов [ 06 ноя 2012, 22:31 ] |
Заголовок сообщения: | |
хорошее дело ![]() |
Автор: | Zubkov [ 07 ноя 2012, 15:37 ] |
Заголовок сообщения: | |
Интересная тема и полезная. Успехов !!! |
Автор: | Александр Леонов [ 08 ноя 2012, 02:34 ] |
Заголовок сообщения: | |
Тоже снимал киевом 30 на Сарповскую пленку (очень контрастная и мелкое зерно) но карточки не сохранились помоему |
Автор: | Zubkov [ 08 ноя 2012, 08:48 ] |
Заголовок сообщения: | Еще о приспособах. |
![]() Такой нож использовался для продольного разрезания 16-мм кинопленки на 2 полосы по 8 мм для 8-мм кинокамер. Когда-то он продавался в обычных фото магазинах. Внутри - пара подшипников с заточенным торцом. Некоторые любители из таких приспособлений делали резаки для пленки на полосы шириной 16-мм. Хотел я и сам сделать такой нож. Но в те времена острой необходимости не было, потому что проблем с пленкой не существовало. |
Автор: | Vladimir Viatkin [ 08 ноя 2012, 15:52 ] |
Заголовок сообщения: | |
Да много мимо нас техники прошло! Хорошая тема-хорошие фоты...Имея такого красавца Rollei я бы не поленился и пленку разрезать ![]() ![]() |
Автор: | Maxx2 [ 08 ноя 2012, 16:23 ] |
Заголовок сообщения: | |
Печать, это отдельная тема. Я еще не пробовал с 16 мм, только готовлюсь. Тут вариантов несколько, насколько я понимаю. 1. Вкладыш в 35мм-кадровое окно или специальная рамка + стандартный объектив. Такой вкладыш от Веги мне подарил Aston, вовек не забуду. ![]() 2. То же самое + специальный объектив для печати с узкой пленки. У Вас такой, как я понимаю. На моей памяти один раз такой проскакивал, с фокусным 25 мм. Что-то я его не уцепил. Вероятно, разрешение больше получится, чем у моего Компонона. 3. Гениальная штука Mamiya Enlahead. Насадка на любой обычный увеличитель для печати с 16 мм пленки. Вкручивается вместо обычного объектива и содержит в себе объектив с диафрагмой, геликоид и держатель негатива. ![]() Есть одно но - кадровое окно 10х14, как у Мамии. Купил таких два (частые гости на ебее), попробую на одном расточить рамку до 12х17. 4. Говорят, есть еще спецовые увеличители, только на 16 мм, но я их не встречал. |
Автор: | Vladimir Viatkin [ 08 ноя 2012, 16:34 ] |
Заголовок сообщения: | |
У меня объектив от минилаба Кис Фастер 2010 есть, он там без данных и без диафрагмы - специально настроен на этот формат. но я им никогда не пользовался. На увеличитель его не поставить, там резьбы нет а лаборатория уже "на пенсии"... |
Автор: | Vladimir Viatkin [ 08 ноя 2012, 16:38 ] |
Заголовок сообщения: | |
Самое простое конечно вкладыш. В комплекте к Киеву 30 есть пластмассовый, там же и спираль к проявочному бачку клали... |
Автор: | NikRut [ 08 ноя 2012, 17:16 ] |
Заголовок сообщения: | |
Maxx2 писал(а): Мне, кстати, в коробке с последним Энлахедом приехали два рулончика пленки 16 мм ЧБ. Посмотрел - отличные негативы, резкие, контрастные, с большим кадром. А на них - домашняя жизнь американской семьи годов 60-х судя по прическам и предметам. Такая интересная для нас сейчас бытовуха 50-летней давности. Руки чешутся посканировать, но пока лежит, отлеживается, раскручивается. Потом сюда положу. У меня была пару раз тема с забытыми в камерах пленками 60-х - 70-х на Миноксе 8х11 и на Gelto (127 пленка). И ниче так, проявилось. А тут уже проявленная. Да, впечатляет. Подумалось, что такие вещи происходят не просто так. Интересно было бы посмотреть. |
Автор: | NikRut [ 08 ноя 2012, 17:18 ] |
Заголовок сообщения: | |
Maxx2 писал(а): У меня была пару раз тема с забытыми в камерах пленками 60-х - 70-х на Миноксе 8х11 и на Gelto (127 пленка). Явно не владелец камеры продавал, скорее из наследников кто-то. |
Автор: | piinky [ 08 ноя 2012, 17:18 ] |
Заголовок сообщения: | |
127 формат хорош. Его(при большом желании) можно на 35 слайд сканере сканить. И качество супер. Жаль камеры дорогие и редкие. |
Автор: | svk [ 08 ноя 2012, 17:24 ] |
Заголовок сообщения: | |
Maxx2 писал(а): Печать, это отдельная тема. Я еще не пробовал с 16 мм, только готовлюсь. Тут вариантов несколько, насколько я понимаю. 1. Вкладыш в 35мм-кадровое окно или специальная рамка + стандартный объектив. Такой вкладыш от Веги мне подарил Aston, вовек не забуду. ![]() Таким металлическим вкладышем комплектовался увеличитель Ленинград-2. В комплекте был также полукадровый. Вопрос в том, что внешние размеры были под рамку Ленинграда-2, насколько они стандартны, не скажу. Возможно вкладышы где-то и валяются у меня. |
Автор: | NikRut [ 08 ноя 2012, 17:55 ] |
Заголовок сообщения: | |
Maxx2 писал(а): Снимаю той, что слева. С нее началась моя дружба с 16 мм. Я уж не помню, как и почему я заинтересовался этой камерой, но купил я ее у пожилой леди на ебее, которая рассказала мне трогательную историю, что эту камеру купил ей ее ухажер в далекой молодости и она так и лежала у нее в коробке в шкафу все эти 50 лет. Камера досталась со всеми причиндалами в большой красивой коробке. Да ..!! Судьба некоторых вещей весьма интересна. Родиться в Японии, потом переехать в США (вероятно ...) и пребывать в забвении 50 лет, чтобы обрести вторую жизнь в России. Ну что ж ... славного продолжения! Спасибо за блестящий обзор, кстати. С интересом и удовольствием прочитал. |
Страница 1 из 107 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |