Клуб Дальномер https://rangefinder.ru:443/club/ |
|
Влияние реактивов проявителя на тон отпечатка https://rangefinder.ru:443/club/viewtopic.php?f=10&t=6319 |
Страница 1 из 2 |
Автор: | kasparyan [ 20 июн 2009, 21:19 ] |
Заголовок сообщения: | Влияние реактивов проявителя на тон отпечатка |
Все еще находясь в поисках "своего" проявителя для бумаг задумался вот над каким вопросом. Как наиболее часто применяемые реактивы проявителя (метол, гидрохинон, фенидон) влияют на тон отпечатка? Есть чисто гидрохиноновые "теплые" рецепты, есть метол-гидрохиноновые (СТ-1, А-100 и др.), которые считаются "холодными" или "чуть теплыми". Если в СТ-1 например увеличить содержание гидрохинона, насколько это повлияет на тон? Будет ли он чуть теплее? Или наоборот, если в гидрохиноновый рецепт добавить метола (скажем 1г), какой результат получим? |
Автор: | RAE [ 20 июн 2009, 21:33 ] |
Заголовок сообщения: | (no subject) |
Метол и фенидон в чистом виде дают несколько меньшую максимальную плотность - лучше в смеси с гидрохиноном. На счет холодных/теплых тонов на хлоробромосеребряных бумагах - здесь механизам в основном за счет переэкспонирования и недопроявки - гидрохинон просто меньше снижает при этом контраст. Хотите добавить чуть-чуть голубизны - добавьте бензотриазол. |
Автор: | kasparyan [ 20 июн 2009, 21:37 ] |
Заголовок сообщения: | (no subject) |
RAE, спасибо! Забыл упомянуть, бумага бромосеребряная. Т.е фактически тон от компонентов не зависит? Хм.. проявлял Унибром в Риап ПБ-1к... тон все же отличается немного.. ![]() Не так радикально, но все же... Из за этого решил его использовать не так часто как СТ-1. Хотя может быть все "подвижки" тона от старых реактивов? Фенидон по цвету близок к рыже-оранжевому ![]() |
Автор: | kasparyan [ 20 июн 2009, 21:46 ] |
Заголовок сообщения: | (no subject) |
RAE, раз уж Вы здесь, можно еще вопрос? ![]() Не знаете случаем, какие позитивные проявители использовали классики (Брессон, Капа, Кертеш)? Наверное метол-гидрохиноновые? (фенидон ведь открыли в 1940-х годах, если не ошибаюсь) |
Автор: | ed1k [ 20 июн 2009, 21:50 ] |
Заголовок сообщения: | (no subject) |
Тон зависит от компонент, но немного не так, как вы это описали. Чем меньше зернистость полученного изображения на бумаге (дисперсность серебра), тем теплее будет тон. Более концентрированные проявители дают обычно грубое зерно (глазом вы это зерно не увидите) и, как следствие, более холодный (в синеву) тон отпечатка. Кроме того, есть еще один фактор зависящий от бумаги - тон белой подложки. Ильфорд варм тон имеет слегка кремовый оттенок, кул тон - голубоватый. |
Автор: | kasparyan [ 20 июн 2009, 21:53 ] |
Заголовок сообщения: | (no subject) |
ed1k писал(а): Более концентрированные проявители дают обычно грубое зерно (глазом вы это зерно не увидите) и, как следствие, более холодный (в синеву) тон отпечатка.
Т.е. путь к более теплому тону - сильнее разбавленный проявитель или использование рецептов с меньшим содержанием проявляющих веществ? Я правильно Вас понял? |
Автор: | ed1k [ 21 июн 2009, 06:58 ] |
Заголовок сообщения: | (no subject) |
Не совсем. Разбавление проявителя (не сильное, 1+1 от рабочего состава, иначе отпечатки будут "грязными") один из способов получения теплого тона. Но и не каждый состав можно так использовать. В процессе работы из-за истощения проявителя тон тоже меняется. Другие способы, это подбор бумаги. Бромпортрет имеет меньшую чувствительность, меньшее зерно, и более теплый тон можно получить. Унибром более чувствителен, и тона обычно холоднее. Цвет подложки тоже важен - там не большая разница, как более теплый цвет от перекалок и холодный цвет от энергосберегающих ламп. Чисто белого цвета нет. Бензотриазол, как упомянул RAE, обычно добавляет холода в тон. Глицин фото обычно добавляет тепла в тон. Когда он у меня был я добавлял в свой обычный фенидон-гидрохиноновый 2 г/л глицина. Радикального изменения нет, для этого виражи надо использовать. Выставочные работы думаю все селеном обработаны. |
Автор: | RAE [ 21 июн 2009, 09:28 ] |
Заголовок сообщения: | (no subject) |
kasparyan писал(а): RAE, спасибо!
Забыл упомянуть, бумага бромосеребряная. Т.е фактически тон от компонентов не зависит? Хм.. проявлял Унибром в Риап ПБ-1к... тон все же отличается немного.. ![]() Не так радикально, но все же... Из за этого решил его использовать не так часто как СТ-1. Хотя может быть все "подвижки" тона от старых реактивов? Фенидон по цвету близок к рыже-оранжевому ![]() На бромосеребряной будет отличаться в основном лишь максимальной плотностью. РИАП - это RSC в расфасовке киевского завода. Там бензотриазола лошадиная доза (3 гр./литр концентрата) - поэтому и максимальные плотности меньше и тон чуть холоднее, чем ПБ-1к. Оба фенидон-гидрохиноновые концентраты. |
Автор: | RAE [ 21 июн 2009, 09:30 ] |
Заголовок сообщения: | (no subject) |
kasparyan писал(а): RAE, раз уж Вы здесь, можно еще вопрос?
![]() Не знаете случаем, какие позитивные проявители использовали классики (Брессон, Капа, Кертеш)? Наверное метол-гидрохиноновые? (фенидон ведь открыли в 1940-х годах, если не ошибаюсь) Тогда использовались в основном метол, гидрохинон и амидол - последний сейчас не найти и цены почти в 100 раз выше первых. Фенидон реально был "открыт" еще в 19 веке - но использоваться стал лишь после выпуска ильфордом своего микрофена в 50х годах 20 века. |
Автор: | RAE [ 21 июн 2009, 09:34 ] |
Заголовок сообщения: | (no subject) |
kasparyan писал(а): Т.е. путь к более теплому тону - сильнее разбавленный проявитель или использование рецептов с меньшим содержанием проявляющих веществ?
Но учтите, что это так-же снижает контраст и максимальные плотности. Не переборщите. Для этого все-же лучше фенидон-гидрохиноновый, а не метол-гидрохиноновый состав - там потеря плотностей пр снижении концентрации меньше. А вообще заметного сдвига не получите - лучше используйте хлоробромосеребряную бумагу. Помнится не так давно на Славиче писали, что отлили бромпортрет - свяжитесь - возможно еще есть. |
Автор: | kasparyan [ 22 июн 2009, 23:33 ] |
Заголовок сообщения: | (no subject) |
Пардон, выходил на работу на двое суток. RAE, ed1k, спасибо за ответы! Есть еще пара вопросов ![]() Имелось в виду лишь легкое "утепление". Пробовал Калоген - жутко не понравился именно холодным тоном, в СТ-1 все же "правильнее" будет. Разбавлял СТ-1, черная точка куда то "уезжала", чисто черного не было ![]() А если попробовать разбавленный проявитель с добавлением тринатрийфосфата? Будет ли чуть утеплен тон и сохранен черный цвет? Цитата: РИАП - это RSC в расфасовке киевского завода. Там бензотриазола лошадиная доза (3 гр./литр концентрата) - поэтому и максимальные плотности меньше и тон чуть холоднее, чем ПБ-1к. Хм.. рецепт Риапа ПБ-1к взял на Д-76 ру, в одной из веток. С фирменными не сталкивался, готовлю сам. Чтобы не было путаницы, приведу состав: Сульфит натрия б/в 150 г Гидрохинон 32 г Поташ 150 г Бромистый калий 6.0 г Фенидон 0,8 г Вода до 1л - это то, что я считаю Риапом 1ПБк. Цитата: Для этого все-же лучше фенидон-гидрохиноновый, а не метол-гидрохиноновый состав - там потеря плотностей пр снижении концентрации меньше. Хм.. не знал. Учту. ![]() Цитата: Помнится не так давно на Славиче писали, что отлили бромпортрет - свяжитесь - возможно еще есть.
Боюсь, что Бромпортрет даст совсем уж теплый тон, мне бы чуть "подтеплить" )) Кстати, в справочнике Микулина (рецепт 149) нашел вот такой проявитель (Д-52): Метол 1,5 г. Сульфит 22,5 г Гидрохинон 6,3 г. Сода кальц. 15 г. Бромистый калий (10% р-р) 15 мл. (т.е. 1,5 г) Выписка: ".. для употребления разбавить вдвое... для получения теплых тонов увеличить кол-во бромистого калия..." Что скажете? Только в темную комнату не гоните на практике все испытывать ![]() ![]() |
Автор: | ed1k [ 23 июн 2009, 00:24 ] |
Заголовок сообщения: | (no subject) |
Нет, бромпортрет даст черный тон от нейтрального до слегка теплого. Без особых ухищрений получить теплокоричневый тон на бромпортрете можно только случайно ![]() Избыток бромидов (особенно йодиды) могут дать неприятные зеленоватый оттенок. Раньше была бумага для контактной печати (очень низкой чувствительности) йодоконт, так на ней получалось красивый зеленый тон. При разбавленном СТ-1 проявлять нужно дольше обычного, возможно экспозицию увеличить, возможно взять бумагу более контрастной градации (из-за разбавления контраст падает). В общем, я пользуюсь проявителем, который когда выбирал, то теплота/холодность тона была на последнем месте. Первое, что мне было нужно - чистота при удлинении времени проявления (отсутствие вуали при 20-30 минутах в проявителе). А тон - лишь бы не было грязно зеленого и пр. грязных прицветов. Пользуюсь бумагой Агфа, если нужен более теплый тон, или ильфорд мултигрейд если тон может быть прохладным. И кстати остановился на фенидон-гидрохиноновом, потому как работает месяцами как зверь (печатаюсь правда по выxодным и не каждые выходные - но он и стоит по пол года ничего ему не делается). Метол-гидрохиноновый помирал быстрей. |
Автор: | RAE [ 23 июн 2009, 11:30 ] |
Заголовок сообщения: | (no subject) |
kasparyan На бромосеребряной бумаге ничего путного не сделаете. Бром портрет, как правильно указал уважаемый ed1k - лишь легкие теплые оттенки. Может не заморачиваться, а просто сделать вираж? |
Автор: | Alex Aer [ 23 июн 2009, 13:14 ] |
Заголовок сообщения: | (no subject) |
Цветовой оттенок ч.б. отпечатка зависит в основном от типа галогенида серебра. Бромсеребряные эмульсии менее всего подвержены вирированию проявлением, они дают нейтральный чёрный тон, хлорсеребряные в этом отношении гораздо более отзывчевей (бензотриазол изменяет оттенок в холодную сторону именно эту бумагу). Не знаю как сейчас , но раньше выпускалась йодсеребряная бумага "Йодоконт" она давала изображение с зеленоватым оттенком. Из самовирирующихся бумаг можно порекомендовать хлорбромсеребряную "Бромпортрет" она даёт наиболее стабильные результаты, для неё есть вирирующий проявитель. Сульфит натрия б.в..............................75 г Гидрохинон...........................................20 г Углекислый калий................................100 г Бромистый калий.....................................2 г Вода.....................................................до 1л Изменение цвета зависит от разбавления и температуры проявителя. Чёрно-коричневый без разбавления Тёмно коричневый 1:6 Т 20-22 гр увеличение экспозиции 3 раза Светло-коричневый 1:12 Т 20- 22 гр. ув. эксп. 4 раза Красно-коричневый 1:15 Т 20-25 гр. ув. эксп. 6 раз Большие разведения не пробовал, но на малых тёмно-коричневые тона получаются хорошие. При использовании разведённого проявителя снижается контраст изображения, что соответственно надо учитывать. "Холодные" проявители тоже имеют место быть (не могу найти старые записи, если обнаружатся напишу рецепт). |
Автор: | kasparyan [ 23 июн 2009, 20:05 ] |
Заголовок сообщения: | (no subject) |
Спасибо всем! Попробую Бромпортрет (странно.. раньше он у меня ассоциировался с оч. коричневыми тонами). Также поэкспериментирую с проявителями. Получится что либо путное - отпишусь тут. |
Автор: | RAE [ 23 июн 2009, 20:52 ] |
Заголовок сообщения: | (no subject) |
Вы путаете бромпортрет с контабромом и варитоном. Вот посмотрите опыты уважаемой Елены: http://www.penta-club.ru/forum/index.ph ... opic=12756 |
Автор: | kasparyan [ 23 июн 2009, 21:07 ] |
Заголовок сообщения: | (no subject) |
Хм.. спасибо, очень позновательно. Действительно, мог спутать, пока что печатал только на Униброме, Фоме, Форте вот собираюсь попробовать. |
Автор: | 2a3 [ 02 июл 2009, 17:00 ] |
Заголовок сообщения: | (no subject) |
Спрошу тут, т.к. схожая проблема, а именно желтизна отпечатков на фомовской матовой RC бумаге (№312). До этого всегда печатал на глянцевой немультиконтрастной, такой явной желтизны не было. Недофиксировал? Вроде отпечатки болтались в кювете больше 5-ти минут точно (по даташиту вроде надо 1.5 мин. фиксировать). Фиксаж свежий, Агфа (жидкий). Или бумага брак/неправильное хранение? А мож. нормально это? |
Автор: | RAE [ 02 июл 2009, 17:40 ] |
Заголовок сообщения: | (no subject) |
2a3 писал(а): Спрошу тут, т.к. схожая проблема, а именно желтизна отпечатков на фомовской матовой RC бумаге (№312). До этого всегда печатал на глянцевой немультиконтрастной, такой явной желтизны не было. Недофиксировал? Вроде отпечатки болтались в кювете больше 5-ти минут точно (по даташиту вроде надо 1.5 мин. фиксировать). Фиксаж свежий, Агфа (жидкий). Или бумага брак/неправильное хранение? А мож. нормально это?
Или фиксаж не свежий, или слиплись. |
Автор: | 2a3 [ 02 июл 2009, 18:35 ] |
Заголовок сообщения: | (no subject) |
Может агфовский фиксаж надо как фомовский разводить 1+5, а не 1+9 как там указано для бумаг, чтобы "быстро" фиксировал. |
Страница 1 из 2 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |